Современных людей приводят в ужас фотографии с умершими родственниками. Обычай делать посмертные снимки появился с изобретением дагеротипии, подобные кадры были единственной возможностью запечатлеть образ почившего близкого человека.
Содержание
Смысл фотографий с умершими людьми в 19 веке
Посмертные снимки в Викторианскую эпоху имели большую популярность. Людям было важно запечатлеть родственника в последний раз — в кругу семьи, с любимыми предметами, домашними питомцами.
Чтобы понять символизм этого действия, необходимо разобраться с ключевым моментом. В 19 веке люди относились к смерти проще — она была рядом. Семьями погибали от эпидемий. Смертность среди новорожденных и малышей постарше в Европе и Америке была колоссальна. Не существовало практики лечения в больничных стенах — родственники спали с умирающим в одной комнате. К похоронам готовились дома, чтобы все желающие смогли попрощаться с телом. Не принято было чураться смерти и умершего.
Фотографы придумали услугу, заменяющую труд художника. У людей появилась возможность сделать последние или единственные фотографии с покойниками 19 век. Карточку хранили как память о человеке.
Жанры фотографии с покойниками
Снимки в постмортельном стиле имеют несколько разновидностей. Обычно умершее тело родственники располагали в позе, создающей иллюзию естественного сна. Ранние кадры демонстрируют портрет усопшего или фигуру в полный рост. В гробу делали фото в редких случаях.
Люди 19 века создавали Книги мертвых. Особой склонностью к коллекционированию портретов умерших родственников отличались женщины. Приглашая фотомастера, чтобы запечатлеть важный момент для семьи — рождение, смерть, факт крупной покупки — люди создавали летопись.
В современном мире применяется криминальная съемка, помогающая в описании места преступления.
Как фотографировали покойников
Чаще всего родственники просили сделать фотографию умерших малышей ввиду повышенной детской смертности в 19 веке. Кроху укладывали в кроватку, сажали на диван, за стол, вокруг расставляли игрушки, вкладывали в руки куклы и книги. Снимали умершего ребенка с живыми братьями, сестрами и другими родственниками. Фотографы, желая подчеркнуть, что ребенок мертвый, вставляли в руки надломленный цветок, розу, развернув вниз бутоном. Часто в кадре можно было встретить ипомею — она расцветает и увядает в течение суток. На изображении присутствовали настенные часы, акцентируя внимание зрителя на времени. На безболезненную смерть указывал символ лодки, стоящей в спокойной воде.
Умерших взрослых родственников для фотографии располагали в сидячем положении. Их наряжали в красивые платья или костюмы, украшали тело и пространство цветами. Глаза открывали или на закрытых веках рисовали радужную оболочку. Из-за яркой вспышки светлые зрачки обесцвечиваются, придавая лицу зловещий вид. Четкость первых фотографий в 19 веке оставляла желать лучшего, поэтому сложно понять, кто из родственников на снимках 19 века является умершим.
На поздних фотографиях трупы снимали в гробу. Вокруг собирались родственники и пришедшие на похороны. С 19 века традиция сохранилась в Восточной Европе и у католиков стран Латинской Америки. Специалист выставлял вокруг похоронного ящика венки, цветы, желая подчеркнуть торжественность момента. Труп укрывали саваном, но это не было обязательным условием.
Индустрия фотографии не стояла на месте. Специалисты облегчали работу, изобретая приспособления, способные зафиксировать умершего в определенной позе. Его снимали с родственниками как живого — в редких случаях получается распознать, кто на кадрах живой. Выдавать мертвеца могут плохо замаскированные элементы кронштейнов. Фотографии трупов в 19 веке делали в привычной обстановке — читающими газету, за обеденным столом, позирующими у кушетки или расслабленно облокотившимися на витиеватый элемент лестницы.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
В деревнях 19 века день, в который назначено делать кадры, был важным событием. Обычно в тот же день проводилось погребение. Труп наряжали в лучшую одежду. Жители собирались, чтобы сфотографироваться с умершим родственником и другом на память.
Что делали со снимками после
Первые фотографии с почившим родственником в 19 веке использовались в качестве сувенира. Снимок размещали в доме, декорируя помещение. Миниатюрные образы вставляли в медальон — было принято срезать у умершей матери волосы, храня их в подвеске как оберег всю жизнь.
Со временем, появились коллекционеры, собирающие фотографии покойников. Известен архив из 4000 снимков, принадлежавший Бернсу. Автор кинокартины Другие использовал их в фильме Умирание и смерть. Выставки, посвященные фотографированию умерших, основаны на коллекции. Помимо снимков 19 века, добытых у родственников усопших, архив имеет разделы со сценами смертей в ходе проведения военных действий, казни, насильственных смертей.
В истории Российской империи долго существовала мода хранить фотографии умершего родственника. Снимки с похорон выставляли в рамках на полочки, держали в альбомах. Суеверные люди считают, что карточки необходимо беречь вдали от снимков живых в черных пакетах. Существует мнение, что снимки с трупом вытягивают из живых энергию, что опасно болезнями и бессилием.
Видеть снимки мертвого тела без содрогания могут люди с устойчивой нервной системой и те, чья профессия связана с трупами: полиция, работники морга, врачи. Обычно, получив в наследство старинный дом или квартиру, где находится папка с фотографиями умерших, родственники стараются избавиться от снимков.
Зачем дорисовывали фотографии
Гримеры в 19 столетии покойникам рисовали глаза поверх век. В редких случаях, чтобы сделать портрет умершего как живого, срезали кожу с век, обнажив глазные яблоки. Родственники не всегда давали согласие на такие манипуляции с телом покойника. Специалистам посмертного макияжа приходилось проявлять профессионализм. На закрытой коже век рисовали зрачки.
Существовала практика ретуши снимка. В 19-начале 20 веков аппаратура не славилась безупречностью работы. Время выдержки составляло несколько часов, а вспышка была слишком яркой. Область глаз выходила на фотографии нечеткой, размытой. Вот почему специалисты прорисовывали зрачки умершим и живым на кадре. От некоторых снимков у зрителя пробегают мурашки — настолько зловеще выглядят лица.
В современном мире нет культа фотографии умерших родственников — они жуткие и пугают людей. Похороны снимать не принято.