Похоронный марш — это скорбная мелодия, которая звучит во время погребального ритуала, выражая печаль присутствующих по усопшему. В истории искусства есть траурные произведения, узнаваемые с первых нот: знаменитый Реквием Моцарта, ария Баха, одна из известнейших сонат Шопена.
Содержание
История возникновения похоронного марша
Траурный марш — музыкальное произведение скорбного характера и медленного темпа. Погребальную церемонию, как правило, сопровождает оркестр. В древнем Риме в процессиях использовали характерное музыкальное сопровождение. Прообраз современной похоронной музыки — произведения Ф. Ж. Госсека периода Великой французской революции.
В России произведение, схожее по стилистике, впервые было исполнено на погребении Ф. Я. Лефорта в 1699 г. По прошествии времени траурные марши стали включаться в части симфоний, опер и пьес. В исполнении похоронной музыки участвует большое количество инструментов, используются приемы из разных жанров. Такой подход позволяет без помощи слов вызвать у слушателя особые чувства, переживания и настроение.
Какой похоронный марш используется чаще всего и его название
Фортепианная соната №2 — произведение, принадлежащее перу Фредерика Шопена. Композиция была завершена в 1839 году, а опубликована в 1840. Третья часть симфонии — Траурный марш, который был написан композитором в возрасте двадцати семи лет.
Третья часть второй фортепианной сонаты Шопена — символ траурной процессии. Исполнялось в концертных залах в составе сонаты до того, как умер композитор похоронного марша.
В 1849 году композиция сопроводила церемонию прощания со своим автором.
Фредерик Шопен написал сонату №2 в стиле романтизма, не отступая от правил классического сонатного цикла, придав драматичности финалу произведения.
Траурный марш Бетховена — произведение, примеру которого последовал Шопен — отличается от творения польского композитора. Людвиг к концу композиции нейтрализует скорбное настроение, переходя в более живой темп исполнения, наделяет сонату победоносным концом. В произведении Шопена ощущение горя усиливается на протяжении всей мелодии, похоронная композиция заканчивается мрачно и гнетуще. При прослушивании складывается впечатление, что слышен колокольный звон, шаги траурного шествия.
Многие видят в этой музыке пророчество Польского восстания в 1830 г., которое было подавлено через год. Из-за восстания Шопен не смог вернуться на родину и умер на чужбине.
Соната №2 Фредерика Шопена все чаще становилась сопровождением похоронных процессий. Сейчас ноты траурного марша есть практически у каждого оркестра. Третья часть произведения стала музыкальным символом похорон меньше, чем за 200 лет. За это время в последний путь под его звуки проводили сотни тысяч людей.
Вариации других композиторов
Существует множество вариантов похоронной композиции. Наиболее известные:
- Иоганн Себастьян Бах — Ария на струне соль;
- Вольфганг Амадей Моцарт — Реквием;
- одна из «Песен без слов” Мендельсона;
- переработка фортепианного произведения Мусоргского под похоронную композицию, созданная композитором Эмилем Наумовым;
- Рихард Вагнер — Зигфрид, идущий на смерть.
В начале марша Рихарда Вагнера — Зигфрид, идущий на смерть — звучит музыка, символизирующая смерть. Похоронный мотив похож на змею, следом идут сильные удары, знаменующие конец света, далее слышится тяжелое дыхание, означающее обреченность.
В классической схеме построения просветы редки и имеют гнетущий мотив. Вагнер пошел своим путем и построил марш другим способом. Похоронная музыка звучит как вызов смерти, противоборство ей. Встречается мотив меча, символизирующий подвиг и героизм, торжественные звуки превозносят Зигфрида. Произведение противоречит традиционному строю, не похоже на остальные — это торжественное триумфальное шествие. Никакие силы не могут сломить мощь героя, даже сама смерть, ничто не может затмить его грандиозное вселенское величие.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Одна из самых интересных версий — композиция Вольфганга Амадея Моцарта под названием Реквием, которую заказал состоятельный граф для своей покойной жены.
Моцарт долго не мог написать произведение. Мрачные композиции он не создавал с юности, потребовалось время для формирования траурного мотива. По причине заболевания и последующей гибели Моцарт не успел дописать Реквием.
Скорбная тематика встречается в музыкальных произведениях и в художественной литературе. Произведение А. С. Серафимовича, названное Похоронным Маршем — работа советского писателя о революции. Герой рассказа — народ, несломленный, восставший против несправедливости. Они стали собирательными понятиями — рабочий народ, молодые, старые, товарищи — писатель выделяет группы единого народа. Рассказ наделен социальным оптимизмом, радостью, предвкушением жизни без порабощения.
Народный оптимизм, вера в победу — мотивы, свойственные всем рассказам Серафимовича, которые звучат, словно гимн свободной жизни.
Символизм траурного марша
Работа Шопена наполнена символами и значимыми для похоронного произведения деталями. Марш стал предзавершающей частью сонаты, после которой идет финал, усиливающий чувство безысходности.
Размеренные и величественные шаги, строгие, четкие движения, гармоничная и простая мелодия, схожая с биением колокола – такие ассоциации возникают при прослушивании, они напоминают похоронную процессию. Основной посыл марша — гнетущая скорбь, разбавленная вздохами и всхлипываниями. Фанфары славят и словно отдают честь павшим героям и их вечной памяти.
Похоронная музыка звучит трогательно и отрешенно, складывается впечатление, что она не из нашего мира. Звуки напоминают пение ангелов, выражают высшее почтение усопшему.
Композитор не раскрывал смысл содержания сонаты №2. Этой информацией не владели даже самые близкие друзья.
Музыка похоронной сонаты была написана в самый тяжелый этап жизни композитора, после осознания невозможности вернуться на родину.
Как исполняется марш
Похоронный оркестр — дань усопшему, способ показать всю скорбь и глубину чувств родственников, пришедших на траурную процессию. Это шанс продемонстрировать любовь и почтение, проводить умершего в последний путь.
Чем больше количество инструментов, тем разнообразнее звучание. Траурный марш в исполнении духовых оркестров может сопровождать всю похоронную процессию от отпевания до погребения на кладбище. Чаще всего исполняют Чайковского, Шопена, Моцарта и Верди.
Вместо классического духового оркестра часто для похорон пользуются аппаратурой для экономии и расширения репертуара, но заменить профессиональных музыкантов техникой сложно.