Похоронные песни – это ритуальная музыка для сопровождения траурной процессии, поминальных трапез. Жанр существовал еще в Древнем Риме: почтенных людей погребали под звуки арфы, плач жриц.
Содержание
Использование похоронных песен
Существует много способов выражения горести, печали от утраты близкого. Ритуальная музыка — одна из форм соблюдения траурного обычая. Поминальный обряд состоит из множества аспектов: подбора одежды, молитв, текстов для отпевания, прославления покойного.
Погребение мусульман сопровождает национальный гимн. Если умирает вождь, правительственное лицо, вместо песен может играть военный марш. Усопшего почитают, соблюдая детальный алгоритм многовековых обычаев.
В древности
Похоронные русские народные песни — часть фольклора, национального творчества. Прощания сопровождались исполнением текстов из церковных псалмов. С 1699 года после смерти Франца Лефорта погребальные ритуалы могли сопровождаться маршем. Развивалась культура поминального обычая.
Модификации песнопения во время похорон способствовали:
- религия;
- технический прогресс, позволяющий использовать последними достижениями;
- развитие искусства.
Для похорон нанимали музыкантов, играющих на ритуальных инструментах. Красоту и торжественность траурному шествию придает песня. Мелодия выражает скорбные мотивы, плачь за умершим, печаль от утраты. Она помогает выпустить переживания, осознать факт гибели и принять его.
Музыка с давних времен украшала церемонию, настраивала участников процессии на подобающий лад. Обрядовый ритуал удобнее проводить под печальную мелодию. Если похороны припадают на пост, голосить, исполнять горестные песни не стоит.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Араб Ибн-Фодлан, путешествуя по миру, повествовал, как трагично выглядел погребальный ритуал в 10 веке. Знатный русс обрек себя на смерть. Женщины плакали, проговаривали текст о скорби, горе, не прекращая траурный мотив и после погребения.
Летописцы на Руси упоминали о том, как смешивались языческие обряды и христианский обычай похорон. Церковь отпевала покойников согласно канонам. На тризнах исполняли бесовские псалмы. Это погребальная песнь, которую разбавляли траурными строками.
Славянский фольклор представляет много грустных мелодий, где печаль выражалась колоритно, эмоционально. Вопленница – древняя профессия. Христианская культура отвергала культ плача: надрывистые стоны, горевание считались неподобающими. Русский народ не мог отказаться от похоронных скорбных песен.
В современности
Обрядовая музыкальная культура переживает сложный период. Исполнение древних ритуальных произведений – явление редкое. Тексты пропадают, забываются, не используются.
Европейские погребения часто вместо традиционных мотивов сопровождают джазовые композиции. Процессию уважаемого человека может сопутствовать хор, большой оркестр. Громкая акцентная нота звучит во время церемонии.Скромный ритуал может проводиться под аккомпанемент сдержанной классической музыки.
Воспроизводить ли ритуальные песни на похоронах — дело индивидуальное, четких стандартов не существует. Усопший мог выразить желание при жизни. Решение принимают родственники. Если погибший любил скрипку, виолончель — можно заказать эти инструменты для исполнения траурных мотивов.
Примеры названий популярных музыкальных композиций, используемых при погребении совместно с песнопением:
- Фредерик Шопен — «Похоронный марш»;
- Сэмуэл Барбер — «Адажио для струнных»;
- Иоганн Себастьян Бах — «Хоральная прелюдия фа-минор»;
- Стравинский И. — «Траурная ода»;
- Верди — «Реквием»;
- Чайковский П.И. — «Похороны куклы»;
- Исполняют песни, комбинируя с произведением Огинского — Полонез «Прощание с родиной»;
- Лист Ф. — «Траурная гондола».
Кроме классики используют гимны, марши. От эстрады при погребении лучше отказаться.
Символика образов в похоронных песнях
Русские обрядовые тексты наделены высоким художественным смыслом. Они сохранили следы представления славян о загробной жизни. Ключевые образы и символы:
- горе;
- смерть;
- душевная боль близких усопшего во время похорон.
Распространенные сюжеты песен, выражающие страдания за почившим:
- Родственник погибшего обращается к соседям, друзьям, спрашивают, видели ли они покойника.
- Усопшего зовут, ищут в доме, усадьбе, на берегу реки. Картина наполнена печалью, горестными всхлипываниями.
- Скорбящие обращаются к ветру, воде, солнцу, природным силам.
В похоронных ритуальных песнях горе ассоциируют с живым существом — лисой, волком, вороной, грифоном, орлом. Смерть изображена как молодая, строгая дама, красная девица, странник.
В поминальных песнях образ беспощадной смерти изображают как хищную птицу. Она кружит над человеком, выжидая момента слабости. Хватает душу покойного, уносит в иной мир.
Ритуальные традиции христиан имеют древние корни. Исполнение песен во время похорон — часть погребального обычая, который проводили наши предки. Обряд видоизменился, живое исполнение вытесняет инструментальная музыка, оркестр, марш.